Сураба я (индон. Surabaya) — второй по величине город Индонезии, административный центр провинции Восточная Ява. Один из основных портов страны, важный экономический и инфраструктурный центр. Расположен на северном побережье восточной Явы, в устье реки Мас (рукав более крупной реки Брантас), на берегу пролива Мадура.
Население
По состоянию на конец 2008 года в Сурабае проживает около 3,3 млн чел. Около 80 % горожан — яванцы, приблизительно по 7 % составляют мадурцы и китайцы, проживают также представители многих других народностей Индонезии.
Вид на город
Практически всё население свободно владеет индонезийским языком, однако в быту широко используется местный диалект яванского языка. Одной из наиболее заметных фонетических особенностей сурабайского говора является замещение во многих случаях звука «а», характерного для западных и центральных диалектов яванского языка, звуком «о». Так, название родного города абсолютным большинством его жителей произносится как «Суробо йо».
Более 90 % сурабайцев — мусульмане. Имеется некоторое количество христиан — как католиков, так и протестантов, буддистов (в основном среди китайской общины), индуистов. В Сурабае находится единственная в Индонезии синагога — при этом количество иудеев в настоящее время составляет лишь несколько человек.
История
Официальной датой основания города считается 31 мая 1293 года — день победы войск местного правителя Радэна Виджаи, основателя государства Маджапахит, над отрядами монгольского императора (великого хана) Хубилая, высадившимися незадолго до этого на Яве.
Скульптурное изображение сражения крокодила с акулой украшает местный зоопарк
В летописях Маджапахита вторгшиеся захватчики уподоблялись акуле («sura» на восточнояванском диалекте), нападающей с моря, тогда как оборонявшихся яванцев сравнивали с крокодилом (соответственно, «baya»). В результате за портовым поселением, располагавшимся вблизи поля боя, закрепилось название Сурабая, а изображение обоих животных, готовящихся к схватке, украсило впоследствии герб города.
В XIII—XIV веках Сурабая была главным портом Маджапахита, при этом — одним из основных центров проникновения на Яву ислама и иностранного культурного влияния. После раскола Маджапахита в середине XIV века существовала в качестве независимого султаната, в 1530 году была захвачена соседним султанатом Демак. Восстановила суверенитет в конце XIV века, в 1625 году покорена государством Матарам.
В XVII—XVIII веках в Сурабае распространялось влияние Нидерландской Ост-Индской компании, постепенно подчинявщей в этот период большую часть Малайского архипелага. 11 ноября 1743 года компания официально оформила переход города под свой контроль, заключив соответствующее соглашение с правителем Матарама Хаменгку Бувоно II.
Карта Сурабаи конца XIX века
При голландской колониальной администрации значение Сурабаи как порта, экономического и административного центра постоянно возрастало. В начале XX века в черте города была создана крупная военно-морская база.
В 1917 году среди солдат городского гарнизона и матросов приписанных к порту кораблей произошло вооруженное восстание под предводительством Социал-демократического союза, жестоко подавленное колониальными властями.
В 1942 году Сурабая, как и вся территория Нидерландской Ост-Индии, была занята вооружёнными силами Японии. С конца 1944 года по мере ослабления контроля со стороны японской оккупационной администрации, деморализованной военными победами союзников, в городе активизировалась деятельность национально-освободительного движения. К моменту высадки 25 октября 1945 года в Сурабае британских войск она практически полностью контролировалась местными ополченцами, основные силы которых признавали власть правительства новопровозглашённой Республики Индонезии.
Памятник героям — неофициальный символ Сурабаи
Отказ индонезийских военных формирований сложить оружие привел к их конфликту с британским экспедиционным корпусом, вылившемуся в полномасштабные боевые действия. Их кульминацией стал десятидневный штурм Сурабаи англичанами, в результате которого значительная часть города была разрушена и погибло, по разным оценкам, до 20 тысяч его жителей. Годовщина начала штурма — 10 ноября 1945 — отмечается в Индонезии как один из главных государственных праздников — День Героев.
Пытаясь восстановить в Индонезии колониальную администрацию, голландцы на некоторое время овладели Сурабаей, однако по соглашению 1949 года она, как и большая часть бывшей Нидерландской Ост-Индии, вошла в состав независимой Индонезии.
Экономика
Сурабая — второй по значению после Джакарты индустриальный и деловой центр Индонезии. Здесь расположены крупные предприятия машиностроительной, текстильной, нефтеперерабатывающей и химической промышленности. Развита сфера услуг, банковский сектор. В 1989—2007 годах в городе действовала Сурабайская фондовая биржа.
Военное значение
Уджунг — военный порт Сурабаи
Военно-морская инфраструктура, созданная голландскими колонизаторами, активно использовалась и развивалась индонезийцами после провозглашения независимости страны. Именно здешний военный порт Уджунг стал в конце 1950-х — начале 1960-х годов основным опорным пунктом при подготовке к силовому решению спора Республики Индонезии с Нидерландами за Западный Ириан.
В Сурабае, в частности, группировались корабли, подводные лодки и военная техника, безвозмездно поставлявшаяся в тот период Индонезии Советским Союзом, а также размещалась большая часть советских военных советников и специалистов во главе с вице-адмиралом Г. К. Чернобаем.
В настоящее место в Сурабае находится щтаб и крупнейшая база Восточного флота Республики Индонезии, а также Военно-морская академия — главное учебное заведение ВМС страны.
Транспорт и инфраструктура
Мост Сурамаду — вид из Сурабаи
Сурабайский морской порт Танджунг Перак — второй по объему грузооборота порт Индонезии (после джакартского Танджунг Приока). В 20 км к югу от города находится международный аэропорт Джуанда. В Сурабае несколько железнодорожных станций, развитая система автомобильных дорог. Автобусный терминал Бунгурасих — крупнейший в Юго-Восточной Азии.
Важным элементом инфраструктуры является мост Сурамаду, соединяющий Сурабаю с островом Мадура — самый длинный мост Индонезии (протяженность 5438 м).
Образование, культура, спорт
В городе имеется четыре государственных и более двадцати частных вузов (крупнейший — государственный университет Айрлангга), несколько музеев, театр. В 2010 году ожидается официальное открытие нового городского стадиона Бунг Томо — второго по размерам в Индонезии.
Местная футбольная команда Песербая — одна из сильнейших в стране, неоднократно выигрывала национальный чемпионат. Сурабайцы пользуются репутацией крайне эмоциональных и порой опасных футбольных болельщиков.
Читайте: |
---|
Известные люди:
Мейбом, АрманАрман Мейбом (фр. Herman Meyboom; 23 августа 1889, Сурабая, Индонезия — ?) — бельгийский ватерполист и пловец, призёр летних Олимпийских игр. Мей... |
Агунг ЛаксоноАгунг Лаксоно (индон. Agung Laksono) (родился в Семаранге (Центральная Ява) 23 марта 1949 года) — координационный министр народного благосостояния И... |
Отзывы туристов:
Отзыв об отеле Ramada Bintang Bali (Бали, Индонезия).В этот отель ехать больше не планируем, но, в принципе, жить, как говорится, можно. Останавливались в этом отеле всего на пару ночей. Расположен ... |
Отзыв об отеле Ayodya Resort (ex. Bali Hilton InternatiОтель можно назвать семейным Расположение Удобное месторасположение. Территория Шикарная территория, Номер Совсем не старые номера... |