Первые сведения о существовании централизованных государственных образований на территории Ломбока относятся к IX веку. Практически изначально местные княжества попали под сильное культурное и политическое влияние более мощных и развитых балийских княжеств, а с XI века — в их полное подчинение.
Независимости от балийцев удалось добиться государству Селапаранг (XIII-XVIII века), правители которого распространили свою власть не только на всю территорию Лобмока, но и на бо льшую часть Сумбавы. В 1357 году Селапаранг подвергся масштабному военному вторжению со стороны яванского государства Маджапахит, однако последовавшая вассальная зависимость от него была кратковременной.
В 1667-1668 годах произошли столкновения ломбокцев с отрядами голландских колонизаторов, начавшими в этот период осваивать Малые Зондские острова. Закрепиться на Ломбоке голландцам не удалось, однако Сумбаву войска Селапаранга не удержали. Ослаблением султаната воспользовалось балийское княжество Каранг Асем, которое, при опоре на некоторых местных удельных правителей с 1672 года предприняло серию завоевательных походов против Селапаранга и в 1740 году полностью аннексировало его.
В конце XIX века сасаки, стремясь к освобождению от балийского господства, обратились за помощью к нидерландской колониальной администрации, контролировавшей к тому времени большую часть территории современной Индонезии. Изгнав балийцев с Ломбока в 1894 году, голландцы незамедлительно присоединили остров к своим ост-индским владениям.[8][9]
В 1942 году Ломбок, как и вся территория Нидерландской Ост-Индии, был занят вооруженными силами Японии. Вскоре после провозглашения независимости Индонезии 17 августа 1945 года и капитуляции оккупационных японских сил голландцы восстановили контроль над островом, однако индонезийско-нидерландское соглашение 1949 года зафиксировало индонезийский суверенитет над его территорией.
Экономика
Основной статьёй экономики Ломбока с начала 1990-х годов является туризм. Иностранных туристов привлекают как историко-культурные достопримечательности, так и природные красоты острова — живописное побережье, вулканы, горные реки и водопады. Небольшой архипелаг Гили у северо-восточной оконечности Ломбока особенно популярен среди любителей дайвинга.
Важнейшим фактором, сказывающимся на развитии туризма на Ломбоке, а в значительной степени и всей социально-экономической жизни острова, является его близкое соседство с Бали — бесспорно, самым популярным туристическим местом Индонезии, наиболее богатым и благополучным среди Малых Зондских островов. С одной стороны, именно Бали часто служит промежуточным пунктом, откуда иностранцы посещают Ломбок. С другой, местной индустрии туризма постоянно приходится выдерживать тяжелую конкуренцию с балийской — пока существенно более развитой.
Значительная часть островитян по-прежнему занята в сельском хозяйстве, преимущественно — в земледелии, особенно развитом в южных, равнинных районах. Основные культуры — рис, кукуруза, овощи (прежде всего, водный шпинат и кайлан), а также кофе, выращиваемый здесь с XIX века. В приусадебных хозяйствах практикуется разведение мелкого рогатого скота, лошадей и кур.
На побережье широко распространено рыболовство, развивается выращивание жемчуга. В центральных районах большое значение имеет гончарное производство, а также пчеловодство и бортничество (Ломбок известен в Индонезии как источник лучшего в стране мёда).
Промышленность развита незначительно — имеется несколько текстильных, пищевкусовых и судоремонтных предприятий.
Разработка металлических руд, начатая ещё в период голландской колонизации, в 2006 году была заморожена по экологическим соображениям. Однако с учётом недавнего обнаружения новых богатых золотых месторождений в местечке Секотонг (округ Западный Ломбок) запущена процедура пересмотра соответствующего законодательства.[2]
Транспорт и инфраструктура
В настоящее время единственный аэропорт острова — Селапаранг, расположенный в 3 км от города Матарам, обслуживает внутрииндонезийские рейсы и несколько зарубежных (сингапурские, филиппинские компании). С учетом растущего притока иностранных туристов начато строительство международного терминала[10]. Основные порты — Лембар на западном побережье и Лабуан Ломбок на восточном. Из этих пунктов осуществляется паромное сообщение с Бали и Сумбавой (соответственно, порты Паданг Бэй и Пото Тано).
На острове активно ведётся дорожное строительство, быстрыми темпами расширяется транспортный парк. Традиционные ломбокские двухколёсные конные повозки чидо мо в сельской местности по-прежнему используются как повседневное транспортное средство, однако в туристических районах приносят значительно большую прибыль как средство увеселительных прогулок.
Читайте: |
---|
Известные люди:
Уленбек, Джордж ЮджинДжо рдж Ю джин Уленбе к (англ. George Eugene Uhlenbeck; 6 декабря 1900, Батавия, Голландская Ост-Индия (ныне Джакарта, Индонезия) — 31 октября 1988,... |
Малик, АдамАдам Малик Батубара (индон. Adam Malik Batubara) (22 июля 1917 года — 5 сентября 1984 года) — третий вице-президент Индонезии в 1978-1983 годах. Так... |
Отзывы туристов:
Отзыв об отеле Ayodya Resort (ex. Bali Hilton InternatiОтель можно назвать семейным Расположение Удобное месторасположение. Территория Шикарная территория, Номер Совсем не старые номера... |
Отзыв об отеле Putri Bali (Нуса Дуа, Индонезия). СтарСтарый. Территория Зеленая территория. Номер Отель старый. Сервис Отличное обслуживание |